Interactive Fiction: предсказания энтузиаста (http://taplap.ru/articles.php?op=show&aid=49)
Отправлено: Olegus t.Gl.
Автор: Максим Котин (Ozrik)
2002-05-25 10:26:11


Interactive Fiction: предсказания энтузиаста
Copyright © 2002 Максим Котин
Оригинал можно посмотреть здесь

Хочется заглянуть в будущее. Особенно в далекое будущее. Потому что в этом далеком будущем будет много интересного. Речь не о межгалактических путешествиях, клонировании человека или воскрешении мертвецов. Речь - всего лишь - об интерактивной литературе.

Поступлю как плохой оратор и признаюсь, что самое интересное уже сказано: в далеком будущем интерактивная литература будет. Будет не просто увлечением маленькой группы лиц, сошедших с ума на почве жанра текстовых компьютерных игр, называемых Interactive Fiction (IF). Интерактивная литература через каких-нибудь сто лет станет искусством. Самым модным и самым популярным искусством. Таким же массовым, каким в двадцатом столетии стало кино. Интерактивные истории будут читать в метро (если таковое останется) и дома на диване. Их авторы будут профессиональными работниками, зарабатывающими таким образом себе на жизнь. Интерактивной литературе будут посвящаться исследования, их будут изучать в университетах. В серьезных газетах (коли такие останутся) новинки IF, все равно что политические новости, будут обозревать лобастые колумнисты (коли, опять-таки, таковые останутся). В общем, интерактивная литература войдет в жизнь всех людей и станет неотъемлемой частью культуры.

Мечты сумасшедшего? Отнюдь. Так будет. Это очевидно. Хотя бы потому, что развитие компьютерных технологий неминуемо приведет к массовому распространению карманных компьютеров (их дорогие и малодоступные пока для населения прототипы мы уже имеем в виде различных Palm'ов). КПК в будущем будут совмещать в себе функции записных книжек, обычных книг, паспорта, кредитной карточки, различных коммуникационных систем и еще бог знает чего. Причем карманный компьютер придет в каждую пару рук в каждое село в каждом регионе - даже в России. Невозможно? Но ведь еще полстолетия назад казалось невозможным, чтобы телевизор оказался непременным атрибутом каждого - даже самого захолустносельского - дома. Сейчас - атрибут. То же произойдет и с КПК.

Это технические предпосылки массового распространения IF. Но ими аргументация не ограничится. Совершенно очевидно: развитие мультимедийных искусств в тех направлениях, кои заявлены сегодня, бесперспективно. Никаких принципиально новых идей в этих искусствах не появится. Возьмем кино. Сколь ни впечатляюще выглядят сегодня технические достижения Голливуда, в основе современного киноязыка по-прежнему лежат принципы, открытые еще Дэвидом Уорком Гриффитом в начале двадцатого века на заре кинематографии (см. фильм "Рождение нации"). Живописные, архитектурные, музыкальные работы сегодняшнего дня не предвещают нам открытия новых направлений искусства - по крайней мере, в ближайшее столетие. Различные маргинальные потуги на изобретения новых искусств, вроде media-арта или даже mail-арта, смешны, надуманны и убоги.

В этой ситуации интерактивная литература окажется той новинкой, которой будет жаждать человечество - достаточно новой, чтобы привлечь внимание, и достаточно старой, чтобы быть понятной. Так же как и кинематограф родился из других искусств (живописи, фотографии и литературы), так и Interactive Fiction станет новой реинкарнацией старого искусства - реинкарнацией обычной, назовем ее авторитарной, литературы, которая есть у человечества сегодня. IF использует наработки предшественницы и потребует своей, новой теории.

Представьте себе литературу, в которой вы - не безучастный свидетель, а активный деятель. Вы - герой. Вы направляете не только его поступки, но и мысли. Представьте, что в "Гамлете" вы сможете отказаться от мести, или сможете убить помещицу, приказавшую потопить бедную Муму, или же сразу жениться на Татьяне, чтобы потом не стенать: "О тяжкий жребий мой". Что-то будет? (Стенать-то, возможно, придется гораздо раньше.) Интересно? Пока это весьма примитивные примеры. А вот представьте, что вы сможете… просто жить в другом мире, жить жизнью разных героев. К примеру, жизнью простого крестьянина, ушедшего в партизанскую ватагу во время наполеоновского нашествия. Вы будете сидеть у костра, штопать носки, варить кашу, беседовать с "коллегами", выслеживать отбившихся французов и предпринимать дерзкие нападения на вражеские обозы. Причем делать все это будете именно ВЫ, а не автор. Вы сможете задать другим персонажам ЛЮБОЙ (ну, или, скажем, почти любой) вопрос и получить соответствующий ответ - то есть вы сможете разговаривать с другими героями, как с живыми людьми. Развитие технологий имитации искусственного интеллекта наверняка позволит реализовать эти - кажущиеся сегодня фантастическими - задумки. Вы сможете принимать решения и влиять на развитие сюжета. В сможете убить пленника или оставить в живых, вы сможете послать подальше обнаглевшего русского офицера или "проглотить" оскорбление, вы сможете… Все. Ну, или почти все. Неужели такие возможности не заставят вас проводить за интерактивными сюжетами часы, дни, недели?

Много вопросов о таком искусстве. Именно поэтому у него великое будущее.

Есть вопросы простые. К примеру, что будет с авторитарной литературой - умрет ли, измениться? Думается, вполне благополучно будет сосуществовать, так же как вполне благополучно сосуществует с кинематографом.

Есть вопросы посложнее и позанимательнее. Что будет с жанрами, с направлениями, с "эстетами" и "реалистами" - в общем, что станет со всей этой литературной мишурой, к которой мы так привыкли сегодня? Как изменятся правила игры, какие появятся новые жанры, как организуется индустрия? Будут ли писать интерактивные истории авторы-одиночки или это потребует больших трудовых затрат? Сложность взаимодействия участников процесса (читатель - герой - герои - авторы) наверняка породит много того, что нам сейчас даже и представить пока нельзя. Можно лишь попытаться предположить, что в основном вся атрибутика других искусств перетечет и в IF. Там появятся свои сторонники "чистого искусства" (благо что IF предоставляет для него неограниченные возможности), появятся там и "почвенники", реконструирующие куски какой-то жизни. В интерактивной литературе будет своя масс-культура: типовые сюжеты про убийства или любовь. Столь же неизбежны птицы другого полета, высокое искусство, необходимое лишь ценителям и профессорам. И это будет хорошо. Отдельная тема: альтернативность сюжетов. Имитация безграничности жизни или попытка новыми средствами донести все же одну-единственную, дорогую автору идею? Какие формы найдут будущие творцы в этом отношении? Остается только гадать. И ждать.

Интерактивная литература принесет в грядущем много интересного. Нам, стоящим у ее истоков и осознающим происходящее, особенно интересно предвосхищать развитие сюжета. И подталкивать его. Ведь Interactive Fiction уже существует - пока лишь в виде игрового компьютерного жанра, коим увлекаются странные люди, еще помнящие, что такое DOS и Spectrum, и что такое хорошая литература. Эти игры пока еще очень бедны словарем да интерактивными возможностями, они имеют лишь интернетное бытование (или, вернее, распространение) и создаются энтузиастами-одиночками. Но уже сейчас в этих играх видны зачатки нового искусства - по крайней мере, эти зачатки можно отыскать в избранных англоязычных экземплярах. Имеющий сердце и ум - да прозреет.

К сожалению, в России жанр Interactive Fiction лишь начинает развитие - ни одной "искусствонесущей" игры у нас пока не сделано (да и вообще, количество русскоязычных игр не достигает и десятка). Но развитие русской IF - дело времени и технической оснащенности. У России есть все предпосылки для того, чтобы стать страной, которая даст миру новое искусство - богатая литературная традиция при наличии огромного количества умных и творческих людей в сумме рано или поздно дадут желаемый результат. Неизбежный результат.


Максим Котин (Ozrik)
site: www.kotin.nm.ru
email: mk@nm.ru